Традиции китайской косметики
Восточная и западная культуры различаются очень сильно.
Тем не менее, о каком бы обществе ни шла речь, неважно,
в какой части земного шара и в какое время, несомненно,
для абсолютно всех обществ можно выделить общую черту -
стремление женщин к красоте.
Множество произведений китайской литературы посвящено
известным красавицам. Особое значение во внешнем облике
женщины придавалось ее лицу. Эталонными полагались
высокий округлый лоб, выразительные глаза и маленький
округлой формы рот с ярко-красными губами. При этом
эстетический канон предполагал обязательное
использование всевозможных косметических средств. Лицо
густо покрывалось белилами, на которые наносились
румяна. Требуемая форма и цвет губ достигались с помощью
помады. В некоторые исторические эпохи практиковалась
фигурная разрисовка губ (нанесение дополнительных
изображений в виде стилизованных цветов, бабочек), для
чего употреблялось до семи сортов и оттенков помады.
Брови выщипывались и подводились для придания им
«модного» контура. Всего насчитывается более 30
разновидностей таких контуров, например: «брови в виде
крыльев бабочки», «два горных пика». При украшении
прически использовались ароматницы.
Так описана «простая» процедура использования косметики
в известном романе Цао Сюэциня «Сон в красном тереме»:
«Тебе, сестра, надо нарумяниться и напудриться, тогда
ничего на будет заметно».
Пинъэр нашла совет Баоюя разумным, но никак не могла
найти пудру. Тогда Баоюй подбежал к туалетному столику и
открыл вазочку из фарфора времен Сюань-дэ, там лежали
яшмовые пластинки, в каждой пластинке - десять гнезд, в
гнездах — тюбики с пудрой, румянами, помадой. Баоюй
взял одну пластинку и протянул Пинъэр со словами: «Здесь
есть пудра из цветов жасмина с добавлением благовоний».
Пинъэр взяла тюбик с бледно-розовой пудрой, высыпала
немного на ладонь и потерла щеку... В другом тюбике
оказалась розовая паста. Это были румяна. «Таких румян
в лавке не купишь, — сказал Баоюй. — Эти сделаны из
эссенции лучших румян. Ее развели в воде, дали
отстояться, затем сварили на пару из росы, собранной с
цветов».
В этом же романе упоминаются также жасминовая пудра,
эссенция мэйгуй (розовое масло) и многое другое.
Стремлением иметь самую лучшую косметику отличались и
дамы императорского двора. Известной красавице эпохи
Тан (6-8 вв. н.э.), наложнице императора Ян Гуйфэй,
император пожаловал десять тысяч монет в месяц на
покупку румян, пудры и притираний.
Известно большое количество веществ, использовавшихся в
косметологии, как имевшихся в Китае, так и привозных.
Следует подчеркнуть, что в средневековом мире Дальнего
Востока не существовало определенных различии между
лекарствами, пряностями, благовониями, курениями и
косметическими средствами, т.е. различий между
веществами, которые питают тело или питают дух, между
тем, что служит для привлечения возлюбленного, и тем,
что служит для привлечения божества. Кроме трав или
минералов, относящихся к лекарственным, в традиционной
косметологии также широко использовались ароматические
вещества.
Император выражал свое благоволение подданным, одаривая
их благовонными подарками. Сохранилось несколько
обращенных к престолу «изъявлений» знатных придворных,
благодарящих своего господина за подаренные им душистые
снадобья, притирания и необычные духи. В текстах с
благодарностью за императорские дары среди прочих
перечислены «благовонные снадобья в двух серебряных
шкатулках с золотыми цветами, одна коробочка с мазью для
лица, два мешочка с благовониями для одежд».
Ароматические средства, занимавшие важное место среди
лекарств вообще, имели также большое значение в качестве
любовных снадобий.
Китайцы, используя большое количество местных трав и
животных, производили немалое количество духов и
курений. Кассию, камфору, жидкий стиракс («розовую
мальву») получали из растущих в Китае деревьев, а из
местных трав извлекали эссенции сладкого базилика и
цитронеллы, которую смешивали с лепестками персика.
Среди ароматических средств животного происхождения были
цибетин, широко использовавшийся в медицине как
успокоительное средство, и мускус.
История декоративной косметики на основе натуральных
красителей в Китае также насчитывает не одно
тысячелетие. Дворцовым дамам при последнем правителе
династии Суй выдавалась ежедневная порция
косметического средства - пурпура моллюсков Murex,
которое использовалось как краска для ресниц. В эпоху
Тан красавицы пользовались индиго для подкраски век и
бровей. Конечно, как и во все времена, не обходилось и
без курьезов в злоупотреблении косметикой. Известный
сунский поэт (10 в. н.э.) Бо Цзюйи так описывает
«Чужеземные моды»:
О, нашего века уборы!
В четыре края они из столицы
Распространяются скоро.
В наш век они, невзирая на дали,
Текут по белому свету.
И нету уже на щеках румянца,
И пудры на лицах нету.
Помадой черной накрашены губы,
Не губы - грязная корка,
А брови расходятся сверху вниз,
Начертаны как восьмерка.
Кирпичные лица, кудряшек горы
Противны нравам Китая.
С доисторической эпохи до наших дней дошло предание об
«испытании Шэнь Нуном ста трав». Согласно этому
преданию, Шэнь Нун, вождь древнего рода и создатель
основ китайского земледелия, стараясь выяснить,
пригодны ли многочисленные растения, существующие в
природе, для употребления в лечебных целях либо в пищу,
последовательно испытывал их все на себе с риском для
жизни, так как многие из них оказались ядовитыми. На
протяжении тысячелетий китайцы постоянно проводили
подобные эксперименты, эмпирически устанавливая действие
разнообразных веществ на организм человека, и
классифицировали их по свойствам вызывать «холод»,
«жар», «тепло» и «прохладу».
Принципы составления растительных препаратов, как
лекарственных, так и косметических, существенно
отличаются от западных. В китайской фитотерапии
существует иерархия компонентов, поэтому в рецептуре
имеют место такие понятия, как «император», «министр»,
«старший офицер» и «посол».
«Император» - это основной действующий компонент,
дозировка которого, как правило, выше остальных.
«Министр» - это средство, усиливающее действие
основного. «Старший офицер» - это средство, которое
назначается для снижения возможной токсичности действия
«императора» и «министра» и устранения побочных
явлений. «Посол» - это компонент, точно адресующий
лечебное воздействие посредством соответствующих
меридианов необходимому органу или системе. Можно
сказать, что в китайской фитотерапии, как и в
акупунктуре, все взаимосвязано. Ее энергетические
принципы таковы, что если только «дернуть ниточку
физиологии», как вовлекается вся совокупность
взаимосвязей: инь-ян связаны с 4 плотностями, 4
плотности - с 5 вкусами, 5 вкусов - с 5 элементами, 5
цветами, 5 метеофакторами, 5 запахами и 6 энергиями, 6
энергий связаны с 6 меридианами, меридианы - с путями
циркуляции крови и, наконец, ци - с общим балансом инь и
ян человека.
Современная китайская косметика делается на основе
традиционных рецептов с использованием современных
научных данных медицины, фармакологии, психологии.
|